Войти
14 января 2018Начало маршрута: Россия, Самарская область, городской округ Жигулёвск, село Бахилова Поляна, Овражная улица. Протяженность: 14 км. Время в пути: 4 ч.

Путешествие по Жигулевскому Заповеднику им. И.И.Спрыгина и взгляд на Жигулевскую Жемчужину с высоты полета Орлана-белохвоста

Дата прохождения маршрута 09.09.2017
Начало маршрута Россия, Самарская область, городской округ Жигулёвск, село Бахилова Поляна, Овражная улица
Конец маршрута Россия, Самарская область, Жигулёвский государственный природный заповедник им. И.И.Спрыгина
Протяженность маршрута 14 км
Время в пути 4 ч
Краткое описание маршрута Начало маршрута: село Бахилова Поляна, ул. Овражная. Далее мы шли тропинками вдоль асфальтированной дороги до села Зольное, любуясь склоном горы, поросшим лесом и поворотами каменистого серпантина. В селе Зольное маршрут поворачивает вправо от указателя "Гора Стрельная" до контрольно-пропускного пункта заповедника. Получив специальное разрешение о пребывании в заповедной зоне и посещении горы Стрельная, мы направились петляющей дорогой по глубокому Староотважинскому оврагу и поднялись на Жигулевский хребет, по которому мы дошли до обустроенной площадки и автостоянки. Затем на протяжении 800 метров маршрут тянется через лес по дороге, ведущей на открытый склон. При входе на каменистую степь тропа обустроена металлическим настилом с перилами и смотровыми площадками. Целью Экскурсии была конечная Смотровая площадка, на которую мы попали спустя 4 часа после отправления из села Бахилова Поляна.
Состояние маршрута Удовлетворительное
Описание растительного мира Дуб, Клен, Береза, Ива, Липа, Сосна, Лиственица , Ольха, Можжевельник, Овсяница луговая, Малина лесная, Полынь, Бересклет бородавчатый, Осина, Карагач, Вяз шершавый
Описание животного мира Лиса, Ёж, Белка, Ушастая сова, Кабан, Барсук, Летучая мышь, Зелёный дятел, Улитка, Жук-рогач, Уж водяной, Окунь, Орлан белохвост

Я хотела бы рассказать вам о своем любимом туристическом маршруте – о Национальном парке Самарская Лука. Мы с родителями очень любим поездки и путешествия. В любое время года мы можем спонтанно собраться, запастись провизией: термосом с чаем, бутербродами - и отправиться в поход! Сначала мы едем на машине, а дальше путешествуем пешком. Нас не пугают и достаточно дальние расстояния! Из машины многого не увидишь, а когда неторопливо ступаешь по природным тропинкам, то на глаза попадаются такие интересные и загадочные вещи, что невольно начинаешь размышлять, появляется тяга к знаниям и чувствуешь себя настоящим исследователем! Обычно я складываю в свой рюкзак камешки-самоцветы, цветы, листья растений, грибы или даже насекомых, чтобы потом получше их рассмотреть и изучить: узнать, что это за вид, где он проживает и почему попался мне на глаза? Также мы всегда вооружены фотоаппаратом, чтобы запечатлеть красоты нашего края и показать их нашим близким, чтобы они тоже «прикоснулись» к Матушке-Природе!

В Самарской Луке мы бываем достаточно часто, нам очень нравится отдыхать в этом сказочном месте. Мы арендуем дачу в селе Бахилова  Поляна и вдоволь путешествуем по заповеднику налегке. Мы с братом и с родителями хорошо изучили карту Национального парка, историю его создания, узнали о деятелях науки, которые сыграли ключевую роль в истории заповедника, рассмотрели Красную книгу растений и животных нашего края, чтобы узнавать редких животных и  определять растения, нуждающиеся в особой заботе. Теперь я хотела бы рассказать вам об этом замечательном месте.

Самарская Лука – это Заповедный край, который создавался веками. Территория его образовалась вследствие необычно глубокого изгиба Волги. Горный массив имеет уникальный рельеф. Край разделен на две части: Жигулевский заповедник (Это первый заповедник Самарской области, который получил свой статус еще в 1927 году) и Национальный парк Самарская Лука. Эти два природных объекта национальной важности были созданы для сохранения расположенных на их территориях уникальных природных памятников, достопримечательностей, «микроклимата» и редких представителей флоры и фауны.

В нашей стране 214 особо охраняемых природных территорий. Благодаря туристам Жигулевский заповедник занял 7-е место в списке самых посещаемых заповедников России. Руководство Жигулевского заповедника открыло сразу два туристических направления. Людям интересно путешествовать по ним, познавать природу и учить детей бережному отношению к ней.

Первый туристический маршрут ведет к самой высокой точке Жигулей – горе под названием Стрельная. Второй маршрут, который доступен для туристов, и предполагает собой пешую прогулку – это урочище Каменная Чаша.

Во время одной из наших поездок в Жигулевский заповедник, мы отправились на гору Стрельную, одну из высочайших точек Жигулевских гор (351 м над уровнем моря). Приехав в с.Бахилова Поляна, основательно подкрепившись, взяв с собой рюкзак с провизией и приготовив фотоаппарат, мы отправились в дорогу. Наш путь лежал вдоль горного серпантина и был очень живописным. Осенние дни выдались теплыми и солнечными, и мы с удовольствием шли и осматривали окрестности. Деревья стояли нарядные, одетые в золотую и багряную листву. Я записывала в блокнот и фотографировала самые яркие из них. Больше всего мне запомнился полностью золотой, размашистый, кудрявый клен, приветствовавший нас на въезде в село Бахилова Поляна. А первым существом, которое мне встретилось – была крупная, с половину моей ладони, улитка, которая не торопясь ползла по склону горы. Чуть позже под большим валуном у реки мы заметили темное пятно, которое подозрительно шевелилось. В ужасе мы с братом мы отпрыгнули от камня и закричали: «Змея!» Но посмотрев внимательно под валун, папа сказал, что это совершенно безобидный водяной ужик. После того, как уж скользнул в реку, а я записала его в свою записную книжку, мы отправились дальше. Я отметила для себя, что растительность заповедника очень многообразна. Одних только видов мхов и лишайников на скалах я насчитала 5 штук! Лиственные леса на склонах перемежаются с сосновым бором, осенние цветы и травы удивляют своей яркостью и разнообразием. Несколько видов трав и листьев с деревьев я собрала себе в пакетик, чтобы потом определить их виды. Ими оказались овсянница, бересклет бородавчатый (он был ярко алый, с резными симпатичными листочками), можжевельник. Собирая листья под кустом бересклета, я обнаружила крупного представителя семейства насекомых – жука-рогача! Еще его зовут жуком-оленем. Он был ярко-шоколадного окраса, его тельце и лапки были гладкими, как будто лакированными и только нижняя часть лапок имела шероховатые ворсинки. «Какое отличное знакомство!» - обрадовался папа тому, что мы с братом познакомились с таким ярким представителем насекомых. Дома я решила изучить представителей фауны Национального парка. Оказалось, что наш новый знакомый – жук-олень был занесен в Красную книгу в прошлом году!  Еще я была удивлена, что самыми распространенными здесь являются как раз насекомые, которых на территории парка несколько тысяч. Открытие новых видов насекомых в заповеднике – не редкость. Хотелось бы и мне найти какой-нибудь новый вид симпатичной бабочки и дать ей свою фамилию, как дал свою фамилию одному жуку-усачу рода Cortodera директор Жигулевского заповедника – Юрий Краснобаев. Проходя мимо каменных выступов, мы увидели низко пролетающую птицу, она летела немного по странной траектории и поспешила спрятаться в уступе скалы. А потом папа спросил нас: «Вы узнали эту птицу?» Мы ответили, что «нет». Тогда папа сказал, что то была летучая мышка. Мы с братом были очень удивлены и обрадованы, что встретили такого необычного зверька, ххотя и не успели его толком рассмотреть. Папа рассказал нам о том, что летучие мыши со всей Европы зимуют в нашем Жигулевском заповеднике. Они предпочитают штольни-пещеры вблизи села Ширяево, куда мы так любим заглядывать, когда гостим в Ширяево у наших друзей семьи. Наш путь тянулся неспешно, и работа по сбору информации о флоре и фауне заповедника проходила очень плодотворно. Проходя по тропинке вдоль леса, мы отдаленно услышали стук дятла. Такой характерный звук не спутаешь ни с каким другим! Дятла нам увидеть не удалось. Я записала себе его в книжечку, а дома, изучив виды дятлов и узнав, что в Самарской Луке водится самый редкий вид – зеленый дятел, я добавила своему дятлу имя «зеленого», ведь я очень надеюсь, что это был именно он! Из своей энциклопедии я узнала, что многие птицы Самарской Луки занесены в Красную книгу. Вообще тут насчитывается более двухсот видов пернатых. К сожалению, за последнее столетие разнообразие видов уменьшилось. К исчезнувшим можно отнести черного аиста. Такую ситуацию связывают прежде всего с влиянием человека. Строительство дорог, добыча нефти, застройка берега Волги - все это в какой-то степени, к большому сожалению, сказалось и на природе…

На подходе к селу Зольному в небесной выси мы увидели парящую птицу, она была достаточно крупной и кружила очень высоко. Мама обратила наше внимание на то, как белеет край веерообразного хвоста птицы. Мама сказала: «Скорее всего, это орлан-белохвост! Ведь он постоянный житель наших Жигулевских гор, и он занесен в Красную Книгу! Посмотрите, какой красавец!» Мы любовались на полет орлана, и я задумчиво произнесла: «Вот бы посмотреть на нашу Волгу и горы заповедника с высоты полета этой красивой и гордой птицы!..» А папа ответил мне: «Сегодня твоя мечта осуществится!» Мы дошли до села Зольное, подошли к пункту выдачи разрешений, получили заветный билет и проследовали дальше с другими туристами. Путь вел в гору по извилистой асфальтированной дороге. Оказывается, эту дорогу построили еще немецкие войска во время отечественной войны. Дорога петляла, растительность все также поражала своей яркостью и «живучестью». Многие травы и даже деревья росли прямо из скал, или цеплялись всего несколькими корешками и готовы были сорваться с каменной стены, но изо всех сил цеплялись и росли вопреки обстоятельствам! Некоторые повороты были очень крутыми, под ногами хрустели камешки, идти становилось заметно тяжелее. Папа посадил моего брата на шею, чтобы он смог отдохнуть. А я продолжила взбираться на гору самостоятельно. Староотважинский овраг, вдоль которого мы шли, заслуживает отдельного описания. Необычайно глубоким и ярким запомнился он мне. Верхушки деревьев с такой высоты выглядели совсем миниатюрными, а зеленеющие сосны и золотисто-красные вершины лиственных деревьев напоминали мне яркую мозаику! После того, как асфальтовая дорога закончилась, мы пошли по грунтовой дороге. Воздух в горах поражал своей свежестью и запахами разных трав и растений. Наконец, мы вышли из леса и решили остановиться перекусить рядом с дорогой, у большой сосны. За тихой беседой и едой прямо над нашими головами проскакала белка! Мне кажется, она почувствовала запах съестного! Ведь белочки – такие зверьки, которых возможно даже приручить. Но мои ожидания того, что белочка спустится к нам, не оправдались. Все-таки на этом туристическом маршруте достаточно людно, и дикий зверек не осмелился спуститься ко мне за печеньем. Повеселев и взбодрившись после привала, мы отправились в путь. Впереди нас ждала «финишная прямая» - лестничная дорога до Смотровой площадки Стрельной горы. Шагая по ступенькам, мы то и дело останавливались и с восхищением оглядывали окрестности. Как же здорово, что на эту экскурсию мы отправились осенью! Буйство красок в природе так и поражало своей красотой! Во время продвижения на площадку мы читали информацию, написанную на щитах, и слушали интересное повествование, тихо доносящееся из подвешенных на перилах динамиков. Мы узнали много нового, продвигаясь по лестничным путям. Например, название горы отсылает нас к временам Жигулевской вольницы XVI-XVII веков, сыгравшей важную роль во время восстания Степана Разина. В то время Волга в районе Жигулей считалась самым опасным местом, проходящие мимо купеческие суда грабили разбойники. В древней Руси «стрельнями» называли сторожевые башни. Название горы также связано с выражением «стрелять взглядом», то есть «далеко просматривать». Свистом или огнями костра разбойники предупреждали своих товарищей, находившихся на острове Середыш, о проходящем по Волге купеческом корабле. Я остановилась и записала эту выдержку себе в блокнот, чтобы позже рассказать об этом интересном факте своим бабушке и дедушке.

С площадки открывается потрясающий вид на Волгу, на природу вокруг, на заволжские дали. Вид дикой природы пробуждает мысли о далеком прошлом этого края. Затем площадка сужается, формируя узкий гребень, который в народе называется Чертов мост, ведущий к вершине горы. Здесь образуется небольшой грот из каменных глыб. По преданию он служил прибежищем для «вольных людей», атаманом которых был Стенька Разин, а река Волга отсюда видна на сорок верст, остров Середыш раскидывается перед нами как на ладони, а леса, покрывающие Жигулевские горы, сверху кажутся очень густыми и непроглядными!

Смотровая площадка огорожена перилами и оснащена скамеечками. Жигулевский заповедник гордится своими достопримечательностями и строго охраняет их от непрошеных гостей.

Сделав красивые фотографии на Смотровой площадке, мы отправились в обратный путь. Мы шли, не спеша прогуливаясь, и любовались природой. В моей памяти остались яркие образы древних реликтовых сосен горы Стрельной. Корявые, толстые ветви, рельефные необычные стволы деревьев стоят как стражники вдоль лестничного пути. Недавно ученые установили точный возраст реликтовых сосен Жигулевского заповедника. Сосны села Ширяево “родились” в период царствования Николая I, самой древней насчитали 188 лет. Деревья на Стрельной горе застали правление Екатерины II, “родившись” 229 лет назад, их более молодым родственникам в среднем оказалось не меньше 189 лет.

Обратно в село мы доехали на машине с другими туристами, но наше путешествие на том не было закончено. Вечером мы ужинали, сидя на балконе дачного домика, в котором мы остановились. В ночной тишине раздавалось уханье совы или филина, я впервые в своей жизни услышала эти таинственные звуки природы.

Переночевав в дачном домике и проснувшись очень рано, мы с братом вышли на балкон и увидели прямо за нашей изгородью кабаниху и трех маленьких полосатых кабанчиков. Они хрустели яблоками, которые дачники ссыпали на окраине дачного массива в компостную кучу. Мы с братом так обрадовались, что напугали своим шумом завтракающее семейство, и мама-кабаниха быстро увела своих деток в лес, который начинался сразу за изгородью нашего дачного дома.

После завтрака мы с папой пошли попытать удачу на рыбалке. У нас была всего одна удочка и не сильно профессиональные снасти, которые папа взял с собой просто ради любопытства. Нам удалось поймать только пару бычков и одного окунька, которых мы сразу отпустили обратно в матушку-Волгу.

Вернувшись после рыбалки, мама предложила прогуляться в гости к барсучкам. В Жигулевском заповеднике работает единственный в России искусственный питомник барсуков, названный «Городком барсуков». Сейчас там обитает три особи – две самки и один самец, хотя домик с вольерами рассчитан на восемь обитателей. Азиатский барсук является символом Жигулевского заповедника и находится на его эмблеме, поэтому и к животным относятся с должным почтением, а их «городок» разместили неподалеку от административного здания.  Барсуки - животные с характером, поэтому они не всегда выходят пообщаться с гостями. Но нам повезло, мы недолго, но полюбовались на зверьков. Барсучки были достаточно упитанными, ухоженными и спокойными. Как объяснили нам смотрители питомника, звери готовились к зимней спячке, поэтому мы не стали их долго утомлять и, попрощавшись, отправились в свой домик.

Погостив в Жигулевском заповеднике до вечера, мы стали собираться домой. За время отдыха на природе мы набрались здоровья, положительной энергетики и радостных впечатлений!

Выезжая из села на главную дорогу, нам на прощание «помахала хвостом» рыжая лисичка, в сумерках перебегавшая дорогу перед нашей машиной. Лисенок был очень похож на небольшую дворняжку, и только по его рыжему пушистому хвосту я догадалась, что это дикий зверь, а не домашний, и папа подтвердил мою догадку.

Вот сколько событий, встреч и новых знаний получили мы в этой поездке. Приехав домой, я решила углубить и обобщить свои знания, а мама мне в этом помогла. Мы перечитали много энциклопедических статей, просмотрели статьи про Жигулевский заповедник и еще раз убедились в том, что Самарская Лука - редчайшее природное явление. Министерство природных ресурсов неспроста в свое время создало национальный парк. Здешние места уникальны и по составу растительного и животного мира. Не так давно на базе Жигулевского заповедника были открыты биосферные резерваты. Их целью стало обеспечение охраны земель Поволжья и ландшафтов Жигулей. Большинство земель резерватов находится на территории Самарской Луки. Это обусловлено, прежде всего, тем, что на этих землях не так сильно сказалось влияние человека. А значит, еще есть шанс как-то сохранить все то, что есть в настоящее время. На территории биорезервата есть совершенно уникальные экосистемы: плато Самарской Луки, каменные степи, смешанные леса и т. д. Министерство природных ресурсов должно проводить природоохранные мероприятия, направленные на ограждение влияния человека на природу. Поскольку не все человеческие деяния идут ей на благо. Национальный парк «Самарская Лука» - это уникальное место, поражающее своими красотами. И моя семья будет стараться нести помощь и поддержку на благо природы нашего края, хотя бы такой просветительской работой!

В следующий раз я хотела бы рассказать вам еще очень много о своем любимом заповеднике! О другом интереснейшем маршруте – к Каменной Чаше, о легендах про страцев в ширяевских штольнях и о дубовой роще в селе Солнечная Поляна, о преданиях про Молодецкий Курган и Деву-гору…

Общие сведения о Национальном парке "Самарская Лука":

ü 40 видов рыб;

ü 7000 видов беспозвоночные 13 видов занесены в Красную книгу);

ü 5000 видов насекомые (продолжают открываться новые виды);

ü 1500 видов растений (около 200 растений являются редким, 18 из них включены в Красную книгу).

На территории Самарской Луки располагается более 180 природно-исторических памятников. Наиболее известными из них являются: Вислый камень, Девичья гора, Молодецкий курган, гора Верблюд, Зольненский купол (самая высокая точка Жигулей),  Ширяевская долина. С левой стороны от села Ширяево лежат крупные овраги-остроги: Безымянный, Хмелевой и Буданецкий. Кроме того, эта долина самая обширная в Самарской Луке. Гора Каменная Баба – живописная одинокая скала, расположенная между Чертовым мостом и смотровой площадкой горы Стрельная. Окрестности села Бахилова Поляна являются отдельной достопримечательностью. Это село имеет длинную историю, которая связана с деятельностью Орловых-Давыдовых. Также здесь находится «Графский» родник и красивый карьер. Одной из достопримечательностей также можно назвать красивейшее озеро Кольчужное – сердце острова Середыш, расположенного в центре течения реки Волги напротив села Бахилова Поляна. В селе Бахилова Поляна расположен историко-краеведческий музей «Самарская Лука». В Селе Зольное  имеется не менее необычный музей-театр «Жигулевская сказка». А в селе Ширяево самым известным и любимым туристами является дом-музей Ильи Ефимовича Репина. Также в окрестностях села Ширяево расположены таинственные  и загадочные пещеры-штольни.

4 ч - 14 км

Книги по Экологии

Подпишитесь
на новые истории
Оставьте вашу электронную почту, чтобы получать наши новости