Войти
15 января 2018Начало маршрута: Россия, Кемеровская область. Протяженность: 20 км. Время в пути: 72 ч.

Поднебесные Зубья: по изведанным тропам...

Дата прохождения маршрута 22.06.2017
Начало маршрута Россия, Кемеровская область
Конец маршрута Россия, Забайкальский край, Карымский район
Протяженность маршрута 20 км
Время в пути 72 ч
Краткое описание маршрута Начало маршрута 1 день- ж/д ст. Лужба, переправа через р.Томь, затем дорога с подъемом вдоль реки Амзас, а затем вдоль реки Алгуй среди склонов гор, покрытых хвойными лесами, через приют Алгуй до базового лагеря возле приюта Снежный барс. Начало маршрута 2 день - лагерь, через приют Алгуй до талькового карьера и обратно; через приют Снежный барс подымаемся на гору до тремолитовых камней и обратно. Начало маршрута 3 день - через приют Снежный барс подымаемся на гору к тремолитам, далее в сторону Алгуйского водопада, возвращаемся к приюту Снежный барс, часовня, базовый лагерь
Состояние маршрута Отличное
Описание растительного мира Сосна, Смородина черная, Черника, Малина лесная, Кукушкин лен
Описание животного мира Волк, Пеночка-трещотка

…Как велика страна моя родная,  Или точнее — слишком велика…    А.М.  Городницкий

Мир так велик и интересен,

А я мала ещё совсем,

Но мне не помешало это

Отправиться семьёй в поход.

Зовут меня Дерксен Лилия, мне 7 лет, учусь в 1 классе Степновской СОШ Новокузнецкого района Кемеровской области. Я живу в поселке Степной Новокузнецкого района, который расположен в 30 км от г. Новокузнецк. В поход  с рюкзаками и палатками мы отправились в конце июня 2017 года в район Поднебесных Зубьев.  Маршрут проложен от  станции Лужба – ближайшая станция, до которой возможно добраться только электропоездом, до поляны возле приюта Снежный барс. С поляны, где был разбит палаточный лагерь на три незабываемых дня, у нас запланированы легкие прогулки по ближайшей местности к Тремолитовым камням, Тальковому карьеру, к Алгуйским водопадам, к  часовне возле приюта Снежный Барс и, конечно же, прогулки по  любимой и родной тайге!

Поднебесные Зубья выбраны неслучайно - это один из прекраснейших горнотаёжных туристических районов в Сибири, расположенный в природном заповеднике Кузнецкий Алатау. Туристический район расположен в двух субъектах России - Кемеровской области и Республики Хакасия вблизи железнодорожной станции Лужба.  Среди огромного множества ручьев, рек, озер, водопадов, порогов и неописуемой красоты черновой тайги расположена высшая точка Кемеровской области - г. Верхний Зуб, 2178 м над уровнем моря. Высшей точкой Кузнецкого Алатау является плато Старая крепость. Названия очень красивы и необычны, так имеют тюркские и шорские корни.

Кузнецкий Алатау - состоит из тюркских географических названий тау (гора) и ала (пёстрый). Пёстрые горы.

Тигер-Тыш  (Поднебесные Зубья) - хребет в южной части Кузнецкого Алатау. Название образовано от тюркского тенгри (небесный) и шорского тиш (зуб). Таким образом,  Поднебесные Зубья.

Лужба - железнодорожная станция на линии Новокузнецк-Абакан. Названа по имени реки, на которой расположена. Возможно, первая часть луж восходит к южносамодийскому лоозы (чёрт), а формант ба - к южносамодийскому бу (река). Чёртова река.

Алгуй - ручей, приток р. Амзас. В основе названия шорские ала (пёстрый) и куй (пещера). Пёстрая река.

Приют «Снежный барс» и часовня составляют мемориальный комплекс, созданный в августе 2007года в рамках «Программы по созданию Центра памяти погибших кузбасских туристов, альпинистов и путешественников». Данная программа была разработана в память о гибели группы альпинистов при попытке покорения вершины К2 (8 611 м) в 2006 г. (Утешев, Фойгт, Кувакин, Кузнецов).

С четверга по воскресенье мы сходили в короткий, но контрастный поход.

22 июня.

4:20 утра – выезд из поселка Степной до ж/д вокзала г. Новокузнецк.

5:15 утра – встреча других участников похода, которые приехали из Новосибирска!

5:31 утра – отправляется электропоезд до г. Междуреченск, там мы пересаживаемся на электропоезд « Междуреченск- Бискамжа»

9:20 – мы прибываем на станцию Лужба.

Путь преграждает река Томь, есть выход - переправиться на моторных лодках.

10:10 – оставляем у переправы рюкзаки, чтобы их увезла машина до Талькового разреза, берем запас провизии в наши с братом рюкзаки и отправляемся в путь пешком. Впереди открывается панорамный вид горных склонов, вдали которых на вершинах гор еще виден снег. Вид потрясающий.

Половина дороги проходила вдоль реки Амзас, вторая половина – вдоль реки Алгуй среди склонов гор, покрытых хвойными лесами. От переправы дорога имеет постоянный набор высоты, поэтому идти было очень сложно и долго, солнце подымалось выше и выше, припекало все сильнее и сильнее, а мошки и слепни, казалось, кусали с каждым разом больнее. Мы прошли около 6 км пешком, это была победа! Моему брату почти пять лет и мне шесть с половиной. Мы первый раз были в тайге, шли пешком такое расстояние! Долго ли, коротко ли…мы добрались до стоянки.   Такой красоты я еще не видела,  большинство растений и птиц были незнакомы. Я знала лишь ели и сосны, осину и иву, крапиву, ромашку, кустарник черники, берёзу, землянику, подорожник. С елей свисал лишайник, похожий на седые волосы – уснея бородатая. Лишайники покрывали  огромные глыбы  камней, которые словно каменная река, спускались с вершины горы. Это курумники – удивительное явление. Из птиц мы заметили трясогусок, они нас сопровождали по пути, многих мы только слышали, но, к сожалению, не знали их названий.

23 июня.

Сегодня мы отправились от поляны возле приюта Снежный барс на Тальковый карьер, катались с горки на пакетах и набрали себе немного талька.

Алгуйское месторождение талька было открыто в 1960 году геологами Томь-Усинской поисково-разведочной экспедиции. С 2001 года промышленная добыча талька не ведётся. Длина месторождения талька - 800 метров, ширина - 300 метров, глубина залегания руды - 120 метров, чтобы полностью отработать месторождение необходимо 70 - 100 лет.

А вечером мы отправились на Алгуйские тремолиты - это останцы, возвышающиеся среди тайги на высоту до 10-15 м. Здесь насчитывается более 70 тремолитовых останцев разной высоты. Обнажение тремолитов над поверхностью произошло за счёт выветривания более мягких пород и выступило на поверхность в виде живописных останцев.

Нам повезло увидеть цветение купальницы азиатской (огоньки), у нас возле поселка они уже отцвели, а в тайге они только начали распускаться.

Поляна, на которой мы разбили палаточный лагерь, была покрыта черемицей, а среди елей и сосен было царство папоротников и хвощей, ближе к опушкам появлялись кустики черники, малины и смородины. Большого числа животных мы не встретили, так как было много туристов, а вот жужелицы, долгоносики часто встречали нас. Муравьи регулярно заходили погостить в палатку.

24 июня.

Сегодня была долгая прогулка. Через царство папоротников и хвощей мы поднялись на гору, затем спустились по крутому склону на веревках и оказались в живописном месте под названием Алгуйский водопад. Мы пришли к закату и увидели, как последние лучи солнца нежились в брызгах водопада.

Подниматься на вершину мы решили другим путем, через  курумник - россыпь огромных каменных валунов 1-2 метра, покрытых разными видами лишайников. По дороге  к лагерю мы изучили окрестности приюта «Снежный барс» и посетили часовню, установленную в честь погибших альпинистов.

Короткий поход на три дня оставил незабываемые впечатления – купание в холодной горной речушке, посиделки у костра, походная еда, изнуряющие подъемы с прекрасными видами и крепкий сон после дикой усталости от ходового дня. Чувство победы над собственной усталостью и слабостью навсегда покорило мое сердце, заразило тягой к путешествиям  и укрепило любовь к приключениям.

72 ч - 20 км
Россия, Кемеровская область
Россия, Забайкальский край, Карымский район

Подпишитесь
на новые истории
Оставьте вашу электронную почту, чтобы получать наши новости