Войти
12 апреля 2018Начало маршрута: Россия, Курск, улица Ленина, 54. Протяженность: 4 км. Время в пути: 4 ч.

Эколого-геологический маршрут по окрестностям г. Курска.

Дата прохождения маршрута 08.04.2018
Начало маршрута Россия, Курск, улица Ленина, 54
Конец маршрута Россия, Курск, улица Карла Маркса, 43
Протяженность маршрута 4 км
Время в пути 4 ч
Краткое описание маршрута Начало маршрута улица Ленина, памятник Г.В.Свиридова. Наш маршрут пролегает по улице Мирной и вниз к долине реки Тускарь.
Состояние маршрута Хорошее
Описание растительного мира Дуб, Клен, Осина
Описание животного мира Заяц русак, Выдра, Куница

Цель маршрута: сформировать практические умения полевых геологических исследований и умения определять и объяснять воздействие человеческой деятельности на земную кору.

Оборудование:

  • топографическая и геологическая карты района проведения маршрута;
  • компас;
  • лопата саперного типа;
  • рулетка, карманные лупы;
  • этикетки для образцов;
  • полевые дневники;
  • карандаши;
  • ластики;
  • мешочки для образцов;
  • упаковочный материал;
  • рюкзаки;
  • фотоаппараты;
  • аптечка.

Введение. Экология – «сумма знаний, относящихся к экономике природы». Э. Геккель ( 1866г. немецкий биолог ).

Маршрут. Точка 1. Памятник Г.В.Свиридову на ул. Ленина. 
Наша экологическая тропа взяла начало с улицы Ленина города Курска. Отмечаем маршрут на схеме г. Курска. Для представления местонахождения территории показываем точку 1 на карте Курска. Обратили внимание на материал, из которого изготовлен памятник (лабрадорит). Лабрадорит - магматическая горная порода, основное использование - поделочный камень или материал для облицовки. Акцентировали своё внимание на разрушении памятника в результате деятельности человека. А теперь перечислим главные причины этого разрушения. Транспортная вибрация вызывает ухудшение состояния ряда памятников истории и культуры во всех крупных городах и на территориях, примыкающих к транспортным магистралям. Бесконтрольное наращивание культурного слоя в городах часто приводит к нарушению температурно-влажностного режима памятников, ослаблению фундаментов и стен памятников с последующим искажением их внешнего вида и последующим катастрофическим разрушением. Взяли образцы разрушенной горной породы. Сделали фото. Точка 2. Правый берег реки Тускарь. Маршрут пролегает по ул. Ленина, до ул. Мирной и вниз к долине реки Тускарь. По пути следования обращаем внимание на камень, из которого построены улицы и выполнена их облицовка (это гранит, мрамор, известняк).Например, известняк - осадочная горная порода, которая образовалась в согретых солнцем заливах и лагунах древних теплых морей. Последнее отступление моря случилось 65 млн. лет в среднем меловом периоде, оставив белые слоистые скалы из подмосковного известняка. Известняк легко поддается механической обработке. В то же время это прочный камень. Правый берег реки Тускарь крутой, осложненный оползнями. Если они активизируются, то здания будут разрушены. Обратили внимание на трещины в зданиях по ул. Мирной. Для образования оползней на склонах необходимы следующие условия: наличие водоупорного слоя, его наклон в сторону склона, наличие водоносного горизонта и подземных вод. Для предотвращения развития оползневых процессов берег реки укрепляют, что предохраняет его от размывания и тем самым препятствует оползанию склонов. С бровки склона открывается панорама левого берега реки. Далее нам необходимо спуститься к реке и дойти до источников. Точка 3. Выходы подземных вод (родники). Вдоль правого берега непосредственно у русла реки находится несколько родников. К эколого-геологическим вопросам относится определение антропогенной нагрузки на питающий их водоносный горизонт, качества воды и источников их загрязнения. Часть из родников благоустроена и из них берут воду. Однако в верховьях долины ссыпают мусор, что приводит к загрязнению части грунтовых вод. С целью сохранения чистоты родников, необходимо провести работу по их благоустройству. В первую очередь их возвести. В противном случае они остаются открытыми для проникновения загрязняющих веществ из окружающей среды. Вблизи родников не допускать свалок. Нужно обязательно отслеживать качество воды в условиях школьной лаборатории, так как проверка санитарно-эпидемиологическими станциями проводятся не регулярно. В будущим мы решили, что всем источникам необходимо составить паспорт, так как все эти родники питают озёра и реки. Сохранение источников –сохранение водотоков. В наших силах сделать так, чтобы от «чистого истока» мы попали «в прекрасное далёко», и ещё не одно поколение наслаждалось этой ключевой водой. Точка 4. Долина реки Тускарь. При движении вниз по течению по правому берегу наблюдаются обнажения пород. Здесь мы обратили внимание на крутизну склонов долины и их нарушения оползневыми процессами. Здесь же мы взяли образцы мела, мергеля, трепела (меловая система), глин и суглинков (четвертичная система). Далее необходимо двигаться вниз по течению реки вдоль берега. Точка 5. Поповская балка. Балка является результатом геологической деятельности поверхностных временных водотоков. Склоны балки осложнены оврагами, которые тоже образовались благодаря деятельности временных водных потоков. В данной точке мы изучили овраги по соответствующему плану, измерили их, сфотографировали и взяли образцы горных пород. Овраги приносят огромный вред - разрушают почву, понижают уровень грунтовых вод, превращают плодородные угодья в бросовые земли.Большую работу с оврагами могут проводить и школьники. Для устранения оврагов мы можем замерять их, определять скорость их роста, сажать на склонах растения, устанавливать плетневые изгороди. Точка 6. Фосфоритовая плита. В районе Балки Поповская есть выходы залежей фосфоритов на дневную поверхность. Это стало возможным в результате геологической работы реки. Фосфоритовая плита выходит на поверхность в русле реки у берега. Это геологическое образование мелового возраста. Фосфорит – это осадочная горная порода, состоящая преимущественно из фосфатных минералов группы апатита. Фосфориты являются важным полезным ископаемым, добываются как сырьё для производства минеральных удобрений. Из фосфоритов методом тонкого размола производится экологически безвредная фосфоритная мука для нужд сельского хозяйства. Здесь мы берём образцы фосфоритов для коллекции. Далее мы поднялись вверх по склону и, стоя у бровки склона, наблюдали геологическую деятельность реки. Отсюда отчетливо видны меандрирование реки, боковая эрозия, элементы строения речной долины. На правом берегу реки наблюдаются многочисленные оползни, представленные округлыми задернованными уступами, расположенными по склону ярусами друг над другом. Затем следуем по дорожке мимо поселка Заря, и выходим к ул. К. Маркса, где завершаем наш маршрут. Заключение. Не вызывает сомнения утверждение, что техносфера оказывает губительное влияние на природу, а значит и на окружающую человека среду. Следовательно человек должен решить задачу по охране природы, совершенствуя техносферу, снижая её негативное влияние до допустимых уровней и обеспечивая себе безопасность в этой среде. Для этого надо предвидеть все возможные воздействия человека на природные комплексы. Предсказание их является одной из важнейших задач географической науки. В ходе проведения нашей работы, полученная информация позволяет сделать вывод, что данный вопрос актуален.
Содержание практических заданий: 1. Собрать образцы минералов и горных пород, обнаруженных в ходе эколого-геологического маршрута. 2. При камеральной обработке установить их название. 3. Сделать фотоснимки, отражающие проявление различных геологических процессов. 4. Сделать фотоснимки основных моментов.


4 ч - 4 км
Россия, Курск, улица Ленина, 54
Россия, Курск, улица Карла Маркса, 43





Подпишитесь
на новые истории
Оставьте вашу электронную почту, чтобы получать наши новости